Нацистские преступления, направленные на организованное системное уничтожение мирного населения страны – самая большая трагедия в отечественной истории. Примеры стойкости, победы над смертью наших соотечественников, умение оставаться людьми в самых нечеловеческих условиях являются образцами, ценностной основой для нашей национальной идентичности.
Недостаточная работа по сохранению исторической памяти о геноциде советского народа и оказанию помощи пострадавшим от рук украинских неонацистов создаёт почву для возрождения деструктивных идеологий и радикальных общественных движений.
Одним из эффективных механизмов деятельности по освещению преступлений нацистов и их пособников в XX–XXI вв. является интеграция этой темы в практику проведения образовательно-просветительских мероприятий (к памятным датам Великой Отечественной войны, уроки мужества, классные часы, внеурочные занятия «Разговоры о важном» и т.д.), широко распространённую в российской системе образования.
Учитывая такие факторы, как сложность понимания темы нацистских преступлений в XX–XXI вв. для обучающихся, уникальную историю каждой образовательной организации, мероприятия на основе материалов о нацистских преступлениях в XX–XXI вв. должны быть не отдельной акцией в День единых действий, а недостающим элементом в комплексе всех образовательно-просветительских мероприятий гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Для обеспечения организации и проведения образовательно-просветительских мероприятий по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне на основе материалов о жертвах нацистских преступлений в СССР и России, совершённых в ХХ–ХХI вв., Московским педагогическим государственным университетом в рамках реализации образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» подготовлен методический конструктор. Он поможет педагогам выбрать тематическое направление реализации мероприятий, которое наиболее эффективно поможет интегрировать уже имеющийся опыт в дальнейшее развитие деятельности обучающихся по сохранению исторической памяти.
Вариативность реализации изучения темы нацистских преступлений в XX–XXI вв. в образовательной деятельности, реализованная в методическом конструкторе, способствует повышению качества работы педагогов по обозначенной теме. С его помощью они смогут выстраивать свою работу по проведению образовательно-просветительских мероприятий в соответствии с собственными профессиональными интересами на основе своей индивидуальной педагогической стратегии. Педагогические работники могут использовать «полные» конфигурации мероприятий, предложенных в методическом конструкторе, или выбирать отдельные их части.
Представленные в методическом конструкторе направления образовательной и общественной деятельности (написание творческих сочинений, музейная и проектно-исследовательская, волонтёрская деятельность, создание материалов для социальных сетей и т.д.) отобраны по причине того, что они наиболее активно разрабатываются образовательными и общественными организациями. Доступен широкий информационный и методический материал, который педагогические работники могут использовать в своей образовательной практике.